Применение систем предупреждения стоп нсвений

Взаимное расположение двух ВС. .движущихся с постоянными скоро­стями Г| и Гг по прямолинейным пересекающимся траекториям, распо­ложенным в горизонтальной плоско­сти на одной и топ же высоте, пока­зано на рнс. 23.1.

Интервал в,.’мсни с /в до момен­та, когда L будет минимальным.

/сб.1 — і-н »йти ■ I)

а расстояние между ВС в момент на — ибольднего сближения

V ~ 1

норм ‘ отн

Основным критерием показателя опасности столкновения является прогнозируемое значение ЕГО|П. Если Еиш превышает опасное расстояние Eon. то вероятность столкновения от­сутствует. Если же Emin <Z Eon. то не­обходимо определить вид маневра расхождения и время, оставшееся до столкновения, и принять меры по предотвращению этого происшествия.

Наиболее опасными являются си­туации. когда Г„о|,м близка к нулю, т. е. Гсв-1~ Гптк. Поэтому в форму­ле (23.1) вместо )’■„!„ можно подста­вить Гс,-,л и получить значение вре­мени до столкновения в наиболее не­благоприятной ситуации

~ І / Г ~’1

~ *’Н с-и 1 отн

— ^-Н ^-11 L-H

услонно называемое показателем т. Он связан с временем до наибольше го сближения соотношением

т -*сб.1 (І—І-ПІІП J-и 2)

Дли определении /сбл и Emin не­обходимо располагать весьма обшир­ной информацией о параметрах дви­жения ВС, получить которые слож­но. Поэтому при разработке ряда СГ1С приняты прием демыми маневры по расхождению лишь в вертикаль ной плоскости, которые можно реали
зовать. располагая данными о высо­тах конфликтующих судов.

Отечественная СПС типа «Эше­лон» — асинхронная бортозая систе­ма импульсного тина, обеспечиваю­щая обнаружение угрозы столкнове­ния и определение взаимно-коорднни — рояанных вертикальных маневров ВС т> уклонению от столкновений. Ин­формация о необходимых маневрах отображается на специальном инди­каторе.

Опасность столкновения выявляет ся на основе получения и анализа данных о высотах ВС, а затем по информации о расстоянии между ни­ми II скорости его изменения. Сведе­ния об огносительнон высоте получа­ют путем обмена данными между двумя ВС о барометрических высо­тах полета. Запросный сигнал СПС содержит данные о высоте ВС. с борта которого он излучается. Ответ­ное излучение несет информацию о высоте отвечающего ВС.

В канале определения высот ис­пользуется сложная система логиче­ского аналізе обстановки. Для этого воздушное пространство в окрестно­стях ВС делится по высоте на Ірис. 23.2): совысотную зону, грани т:ы которой удалены на расстояние ±160 м относительно высоты данного ВС; две зоны предупреждения с ши­риной но 500 м; безопасные зоны, расположенные за внешними грани­цами зон предупреждения.

В тех случаях, когда отвечающий на запрос данного ВС самолет ока зывается в зоне предупреждения или совысотпой зоне, бортовая СПС вы­полняет операции по определению опасности столкновения путем изме­рения Ли, Ли и показателя т. После этого сравниваются текущее расстоя­ние L н текущее значение показателя т с дзумя критериатьными значения ми этих показателей. Первые крите­риальные значения Лк — и Тіл соответ­ствуют расстоянию и времени, когда іолжно быть начато формирование взаимно-координированных маневров по уклонению, вторые Лиг и т,;2 ука эынают момент начала выполнения этого маневра. Причем допускаются только вертикальные маневры по расхождению. Если конфликтующие

Рис. 23.1. Конфликтная ситуация при сближении ВС:

Ln н L — начальное и текущее расстонння между^ ВС; _Усйь — скорость сближения ВС; Уоты — У,— V, — относительная ско рость перемещения; У норм — У оти УсСл — нормальная (тангенциальная) скорость от ног нт ел г него движения

самолеты находятся в зонах преду преждеиая. то при их сближении до критического расстояния или дести жения критического времени им пере­дастся команда, запрещающая набор высоты или снижение. Когда ВС ока знваются в ссвысотной зоне или ири-

Рис 23.2. Деление воздушного про­странства самолета на зоны

блнжаются друг к другу иа опреде­ленное расстояние, начинается выра­ботка взэимио-координирова иного

маневра по уклонению от столкно­вения.

Аппаратура СПС «Эшелон» связа — на с ответчиком ВРЛС н с самолет­ным переговорным устройством. Че­рез бортовой передатчик ВРЛС на землю автоматически перелается ин­формация об обнаруженной с по­мощью СПС конфликтной ситуации и о предполагаемых маневрах по укло­нению. В самолетное переговорное устройство вводится сигналы опове­щения экипажа самолета об угрозе столкновения. Эти сигналы имеют форму прерывистых звуковых посы­лок.

Бортовая радио юкиционная стан­ция является неспециализированным сретством предупреждения опасных сближений. Благодаря применению узкого луча диаграммы направленно­сти антенны на экране индикатора ВРЛС появляются отметки только ВС, летящих на высотах, близких к высоте полета наблю гаемого ВС Если его последовательные отметки I. 2, 3, . ., наблюдаемые на экране,

перемещаются строго к центру, то это свидетельствует о возможности столкновения (рис 23.3) Когда от метки обнаруженного ВС движутся не к центру экрана, столкновения не произойдет.

Из за малой дальности обнаруже­ния самолетов БР.’ІС достаточно эф­фективна для предотвращения столк­новений только при попутно-пересека­ющихся курсах конфликтующих ВС. Если же ВС перемещаются на встречных или истречно-пересекаю — щнхея курсах, то слишком малым

Рис 23.3. Отметки движения ВС на экране РЛС оказывается прололжительность ра — інолокационного контакта. Кроме того, для предупреждения опасных сближений с использованием бортово го радиолокатора требуется практи­чески непрерывное наблюдение за экраном, что невозможно по техноло гни работы экипажа.