Применение систем предупреждения стоп нсвений
Взаимное расположение двух ВС. .движущихся с постоянными скоростями Г| и Гг по прямолинейным пересекающимся траекториям, расположенным в горизонтальной плоскости на одной и топ же высоте, показано на рнс. 23.1.
Интервал в,.’мсни с /в до момента, когда L будет минимальным.
/сб.1 — і-н »йти ■ I)
а расстояние между ВС в момент на — ибольднего сближения
V ~ 1
норм ‘ отн
Основным критерием показателя опасности столкновения является прогнозируемое значение ЕГО|П. Если Еиш превышает опасное расстояние Eon. то вероятность столкновения отсутствует. Если же Emin <Z Eon. то необходимо определить вид маневра расхождения и время, оставшееся до столкновения, и принять меры по предотвращению этого происшествия.
Наиболее опасными являются ситуации. когда Г„о|,м близка к нулю, т. е. Гсв-1~ Гптк. Поэтому в формуле (23.1) вместо )’■„!„ можно подставить Гс,-,л и получить значение времени до столкновения в наиболее неблагоприятной ситуации
~ І / Г ~’1
~ *’Н с-и 1 отн
— ^-Н ^-11 L-H
услонно называемое показателем т. Он связан с временем до наибольше го сближения соотношением
т -*сб.1 (І—І-ПІІП J-и 2)
Дли определении /сбл и Emin необходимо располагать весьма обширной информацией о параметрах движения ВС, получить которые сложно. Поэтому при разработке ряда СГ1С приняты прием демыми маневры по расхождению лишь в вертикаль ной плоскости, которые можно реали
зовать. располагая данными о высотах конфликтующих судов.
Отечественная СПС типа «Эшелон» — асинхронная бортозая система импульсного тина, обеспечивающая обнаружение угрозы столкновения и определение взаимно-коорднни — рояанных вертикальных маневров ВС т> уклонению от столкновений. Информация о необходимых маневрах отображается на специальном индикаторе.
Опасность столкновения выявляет ся на основе получения и анализа данных о высотах ВС, а затем по информации о расстоянии между ними II скорости его изменения. Сведения об огносительнон высоте получают путем обмена данными между двумя ВС о барометрических высотах полета. Запросный сигнал СПС содержит данные о высоте ВС. с борта которого он излучается. Ответное излучение несет информацию о высоте отвечающего ВС.
В канале определения высот используется сложная система логического аналізе обстановки. Для этого воздушное пространство в окрестностях ВС делится по высоте на Ірис. 23.2): совысотную зону, грани т:ы которой удалены на расстояние ±160 м относительно высоты данного ВС; две зоны предупреждения с шириной но 500 м; безопасные зоны, расположенные за внешними границами зон предупреждения.
В тех случаях, когда отвечающий на запрос данного ВС самолет ока зывается в зоне предупреждения или совысотпой зоне, бортовая СПС выполняет операции по определению опасности столкновения путем измерения Ли, Ли и показателя т. После этого сравниваются текущее расстояние L н текущее значение показателя т с дзумя критериатьными значения ми этих показателей. Первые критериальные значения Лк — и Тіл соответствуют расстоянию и времени, когда іолжно быть начато формирование взаимно-координированных маневров по уклонению, вторые Лиг и т,;2 ука эынают момент начала выполнения этого маневра. Причем допускаются только вертикальные маневры по расхождению. Если конфликтующие
Рис. 23.1. Конфликтная ситуация при сближении ВС: Ln н L — начальное и текущее расстонння между^ ВС; _Усйь — скорость сближения ВС; Уоты — У,— V, — относительная ско рость перемещения; У норм — У оти УсСл — нормальная (тангенциальная) скорость от ног нт ел г него движения |
самолеты находятся в зонах преду преждеиая. то при их сближении до критического расстояния или дести жения критического времени им передастся команда, запрещающая набор высоты или снижение. Когда ВС ока знваются в ссвысотной зоне или ири-
Рис 23.2. Деление воздушного пространства самолета на зоны
блнжаются друг к другу иа определенное расстояние, начинается выработка взэимио-координирова иного
маневра по уклонению от столкновения.
Аппаратура СПС «Эшелон» связа — на с ответчиком ВРЛС н с самолетным переговорным устройством. Через бортовой передатчик ВРЛС на землю автоматически перелается информация об обнаруженной с помощью СПС конфликтной ситуации и о предполагаемых маневрах по уклонению. В самолетное переговорное устройство вводится сигналы оповещения экипажа самолета об угрозе столкновения. Эти сигналы имеют форму прерывистых звуковых посылок.
Бортовая радио юкиционная станция является неспециализированным сретством предупреждения опасных сближений. Благодаря применению узкого луча диаграммы направленности антенны на экране индикатора ВРЛС появляются отметки только ВС, летящих на высотах, близких к высоте полета наблю гаемого ВС Если его последовательные отметки I. 2, 3, . ., наблюдаемые на экране,
перемещаются строго к центру, то это свидетельствует о возможности столкновения (рис 23.3) Когда от метки обнаруженного ВС движутся не к центру экрана, столкновения не произойдет.
Из за малой дальности обнаружения самолетов БР.’ІС достаточно эффективна для предотвращения столкновений только при попутно-пересекающихся курсах конфликтующих ВС. Если же ВС перемещаются на встречных или истречно-пересекаю — щнхея курсах, то слишком малым
Рис 23.3. Отметки движения ВС на экране РЛС оказывается прололжительность ра — інолокационного контакта. Кроме того, для предупреждения опасных сближений с использованием бортово го радиолокатора требуется практически непрерывное наблюдение за экраном, что невозможно по техноло гни работы экипажа.